Вчера была произведена сбойка на втором Байкальском тоннеле, который строится на перегоне Дельбичинда – Дабан Восточно-Сибирской железной дороги.
Вся страна могла увидеть по телевидению, как из Москвы по видеомосту президент РФ дал команду начать сбойку. И как за тысячи километров от столицы рухнула последняя каменная преграда, заслонявшая мощному тоннелепроходческому комплексу выход из-под земли.
Проходку второго однопутного тоннеля протяженностью 6682 м на 1006–1013 км железнодорожной линии Лена – Северобайкальск специалисты АО «Бамтоннельстрой» начали в мае 2014 года. Новый тоннель пробивали параллельно существующему, проложенному еще во времена строительства БАМа. Первый Байкальский тоннель начали строить в 1974-м и сдали в постоянную эксплуатацию 31 декабря 1985 года. Прокладывали его старым буровзрывным способом, поэтому и строили долго.
Второй тоннель сооружался по-другому. Его вполне можно считать тоннелем нового поколения. Проходка велась с западного портала с помощью механизированного тоннелепроходческого комплекса LOVAT-SELIRM394DS диаметром 10,2 м. Уникальную машину доставили сюда в разобранном состоянии из Сочи, где она прокладывала самый длинный тоннель на совмещенной дороге Адлер – Альпика Сервис. LOVAT движется под землей со скоростью 250 м в месяц, совмещая проходку с монтажом высокоточной железобетонной обделки, оставляя за собой почти готовый тоннель. И вот 5 марта он вышел наружу с восточного портала Байкальского тоннеля. Его встретили аплодисментами строители и железнодорожники.
Среди них были и те, кто сооружал первый Байкальский тоннель: Олег Фердман, первый заместитель генерального директора АО «Строй-Трест», Василий Фомин, руководитель ОП АО «Строй-Трест», Виктор Рындыч, заместитель генерального директора АО «Бамтоннельстрой», проходчик Сергей Тихонов, оператор тоннелепроходческого комплекса Валерий Кулаков и другие. Общая победа стала возможной благодаря слаженному и эффективному взаимодействию группы компаний «СК МОСТ», в частности генподрядчика стройки АО «Строй-Трест» с Восточно-Сибирской железной дорогой. Она важна для всех, поскольку позволит расшить ставший узким из-за роста грузопотоков участок Восточного полигона.
После сбойки вновь пойдут рабочие будни. LOVAT будет демонтирован. Начнется обустройство тоннеля, прокладка инженерных путей и укладка верхнего строения пути. Открыть движение поездов по новому тоннелю планируется в ноябре 2019 года. Он строится в рамках масштабного проекта модернизации и развития БАМа и Транссиба. Стоимость нового тоннеля со всем его обустройством оценивается в 35 млрд руб. Строительство финансируется за счет средств ОАО «РЖД» и Фонда национального благосостояния. После ввода в эксплуатацию нового тоннеля и других объектов, предусмотренных проектом, объемы грузовых перевозок по двухпутному БАМу увеличатся в 2–2,5 раза.